Сварка деталей разной толщины (в Самаре)
Сварка деталей разной толщины При большом различии δ1 и δ2 плотность тока в толстой детали (рис. 12, а) повышается -на периферии контакт (рис. 12, б), интенсивно охлаждаемого электродом со стороны тонкого листа. Образующееся несимметричное ядро смещается в толстую деталь и при большом различии в толщине не затра¬гивает тонкой детали. Смещение усиливается на мягких режи¬мах, а на жестких резко повышается плотность на периферии ядра и усиливается опасность внутренних и наружных выплес¬ков. Дня надежного проплавления тонкого листа обычно уси¬ливают его нагрев, применяя при жестких режимах на тонком листе (рис. 12, г) рельефы или сжимая линии тока магнитным полем, а при мягких — регулируя теплоотвод экранами (рис. 12, д), массой электродов (рис. 12, в) или их материа¬лом (рис. 12, е). С увеличением массы и dэ ускоряется ох¬лаждение контактируемой детали. Поэтому массивные электро¬ды с большим dэ устанавливают со стороны толстой детали. При малых dэ со стороны тонкой детали возможны выплески, глубокие вмятины и уменьшение ядра, также полезны встав¬ки в электроды. Прокладки с более высоким электросопротив¬лением облегчают проплавление тонкого листа при небольших плотностях тока. Локализуют нагрев тонкого листа и умень¬шают его деформацию электродами с обжимными втулками. Тугоплавкие экраны толщиной δ =0,05…0,15 мм из металлов с низкой теплопроводностью при хорошей зачистке можно использовать по нескольку раз. Стальные листы с отношением 1:3 и алюминиевые с отношением 1:2 сваривают по режимам тонких листов. Очень тон¬кие детали (δ 0,25 мм) приваривают на особо жестких режимах при tс < 0,01 с. Ядро образуется на участках макси¬мальной плотности тока по краям электрода. Жесткие режимы, способствующие тепловыделению на контакте, легко задать на конденсаторных машинах при одном импульсе. Импульсы машин постоянного тока и низкочастот¬ных машин при соответствующем регулировании Iс и Рс пред¬почтительнее.
Способы сварки деталей неравной толщины. 1.6 Дефекты стыковой, точечной, шовной и рельефной сварки Наружные дефекты выявляются осмотром или обмером, а внутренние при разрушении соединения или его испытании приборами (последнее не всегда возможно). Допустимость тех или иных дефектов при каждом виде сварки определяется ТУ на изделие в соответствии с которыми контролируют соединения. Дефекты появляются при наруше¬ниях технологии подготовки, сборки и сварки деталей, а также при последующей обработке. На появление дефектов также влияет износ электродов, изменение характеристик машины и ее узлов, колебания напряжения и др. Главное в контроле — предупреждение брака. Автоматиза¬ция контроля, хорошее знание причин образования и способов устранения дефектов облегчают эту задачу. К дефектам стыковой сварки (рис. 13,а-и) относят недопустимые отклонения в размерах деталей и иска¬жение их формы, несплошности и подплавление, а также не¬благоприятную структуру (непровар, перегрев, трещины и др.). Дефекты предупреждаются при устранении причин их по¬явления или при строгом соблюдении технологии, контроле рабо¬ты машины, периодической проверке качества соединений и своевременной замене инструмента. К дефектам точечных соединений отно¬сят недопустимые отклонения в размерах деталей и расстояний между точками, раковины, пористость (рис. 14, б), трещины (рис. 14, в) в ядре, непровары (рис. 14, в), малый размер ядра, выплеск, глубокие вмятины и налипание металла элек¬тродов, подплавление, прожоги и вырывы точек. Отсутствие расплава на одной из деталей может давать дефект типа “склей¬ка” (с малым количеством общих зерен в изломе).
|